История школы

История нашей школы началась в мае 1970 года. Именно в мае, а не в сентябре, потому что школу строили к 100-летию В.И.Ленина, и торжественное перерезание красной ленточки состоялось 4 мая 1970 года.

Первым директором школы была Искра Васильевна Тандит. Именно при ней были заложены основы демократии и свободолюбия, справедливости и чести в наших учителях и учениках, многие из которых, окончив школу, возвращались сюда уже в роли учителей.

В нашей школе в разные годы работало не менее 30 выпускников. Не говоря уже о тех, кто ездил в лагеря в качестве вожатых, педагогов, играл в школьном театре, осуществлял спонсорскую помощь, читал лекции в лицейском Университете и просто помогал кто чем может. Но нельзя не сказать о команде учителей, совместно с которыми была создана школа № 734. Это первые завучи школы Т.М.Кубарева и М.Т.Нестеркина, учителя Ф.А.Ландэ, В.М.Озерова, М.Ф.Головина, Т.Я Матюхина, Ф.Ф.Глейзер, Л.Н.Пастухова.

В первые годы существования школы возникли и многие наши традиции: празднование Лицейской годовщины, День рождения школы, Посвящение в старшеклассники, Юморина, Характеристики поручительства чести для выпускников и  другие. Многие сохранились и по сей день. Именно в первые годы существования школы девизом нашим стали слова: «Что сделаю я для людей?».

С 1982 года директором школы стала Инна Константиновна Конова. И хоте ее директорство длилось не очень долго, ей удалось удержать ту атмосферу, которая была создана в школе, и укрепить завоеванные позиции.

С 1985 года директором стал Александр Наумович Тубельский. Начались эксперименты: мы перешли на 35-минутные уроки, стали пробовать работать методом «погружения», даже покушались на святая святых – домашние задания. На смену педсоветам пришли педагогические пленумы, на которых обсуждались не дисциплина и успеваемость, а важные проблемы современной педагогики и поднимались вопросы, связанные с личностью ребенка.

Мы проводили революционные сборы, выездные педсоветы, на которых вместе со старшеклассниками обсуждали пути дальнейшего продвижения школы. И многое другое.

Конечно, не все было так гладко. Педагогические инновации вызывали не только интерес, но и сопротивление, раздражение части коллектива. Но жизнь продолжала кипеть! Учителя начали думать об изменении содержания образования, выделяли «ядро знаний» из своих предметов, писали статьи, в которых анализировали и обобщали свой опыт, начали издаваться первые школьные сборники («Школа самоопределения – шаг первый», «Учитель, который работает не так» и многие другие). В эти годы вместе с ребятами были созданы трудовое объединение, школьный театр «Фантазия», в котором наравне играли ученики, учителя и выпускники, Совет Справедливых, переименованный затем в Суд Чести, призванный решать конфликтные ситуации мирным путем. В конце 80-ых годов мы с проектом авторской школы приняли участие в фестивале инновационных школ в Ижевске и стали одними из победителей. Именно в эти годы школа стала самостоятельной и перешла под эгиду сначала Академии педагогических наук,  потом Министерства образования, а через несколько лет, когда Департамент образования Москвы объединил авторские школы в сеть городских экспериментальных площадок, наша школа стала одним из самых активных участников этого объединения.

С 2000-го года НПО «Школа самоопределения» стала инициатором организации Ассоциации демократических школ, призванной оказывать помощь в создании демократического уклада. В Ассоциацию вошло около 15 регионов,  например, такие, как Мончегорск, Владимир, Электросталь и многие другие. Много лет А.Н.Тубельский возглавлял Ассоциацию, был одним из ее вдохновителей и движущей силой.

Семинары, сборы, ролевые игры, праздники, ночные десанты по уборке школы, зимние и летние лагеря, создание Совета Школы и школьной Конституции, погружения, индивидуальные образовательные планы, экспертные советы и детско-взрослые экспертизы, творческие, научные и проектные работы, эксперименты, проблемные группы и педагогические пленумы, новые школьные сборники со статьями учителей и работами учеников, самоопределение и рефлексия, стажировки и выездные экзамены – вот далеко не полный список того, чем жила и живет сейчас школа 734, или НПО «Школа самоопределения».

В разные годы коллектив школы работал над такими программами, как Демократизация школьного уклада, переход к универсальным умениям, разработка новых форм оценивания, проекты школы полного дня и многие другие.

С мая 2007 года, после смерти А.Н.Тубельского, НПО возглавила Ю.В.Грицай, выпускница школы, которая была избрана коллективом, и под ее руководством мы продолжаем развивать и углублять концепцию «Школы самоопределения».

Самой важной особенностью НПО «Школа самоопределения» является то, что она постоянно меняется, ведь учителя и ученики все время пробуют разные формы организации учебы, жизни. Это, конечно, и есть настоящее ОБРАЗОВАНИЕ.

Можно ли пятью цифрами оценить индивидуальное развитие человека, его личностный рост, его продвижение, даже, в конце концов, его знания? Многолетний опыт российской школы показывает, что можно. Но будет ли эта оценка объективной, выражающей суть оценки личности, помогающей человеку продвинуться в своем образовании – создании образа себя? Тот же опыт говорит, что, скорее всего, нет.

Инновация, поиск, эксперимент предполагает первоначальное отсутствие норм в новом образовательном процессе, в педагогической деятельности. Ведь если бы конструирование нового осуществлялось по старым нормам, вряд ли удалось создать само это новое. Следовательно, достижения учащихся в этом новом процессе надо и оценивать по-другому. Очевидно, что простая цифровая отметка не может «схватить», к примеру, умение работать в группе или способность разработать и осуществить проект, или степень личностного отношения к какой-либо проблеме. Но для нашей школы, как и для многих авторских школ, именно эти приращения в личности ребенка характеризуют сам инновационный процесс.

Именно поэтому в течение многих лет мы ведем поиски в области личностно-ориентированного образования, пытаемся делать освоение учебных предметов не целью, а средством развития индивидуальности ребенка. И, конечно, одной из первых проблем стала разработка новых форм оценивания.

К сожалению, мы пока не можем совсем избавиться от отметки – общество не готово еще отказаться от такого простого и удобного способа измерения и сопоставления детей. Но с того момента, как мы начинаем говорить о личностно-ориентированном образовании, мы не можем не задумываться о том, чем заменить стандартную отметку или хотя бы чем ее дополнить.

В нашей школе мы пытаемся создавать такую модель, где детям предоставляется максимальная свобода выбора тем и способов работы, где ученика привлекают к постановке личных целей и задач в образовании, где учитывается индивидуальный темп, личный опыт, стиль и способности учеников, а также признается право ребенка на собственное личностное отношение к происходящему. И самое важное – где в основу оценки ребенка кладется не только отметка учителя, а самооценка процесса своего образования, рефлексия и деятельностная взаимооценка всех субъектов образования.

Одним из самых важных умений самостоятельной личности мы считаем умение адекватно оценивать себя, свои силы, находить возможность их применению. Поэтому именно рефлексия стала для нас одной из составляющих развития личности.

Все команды учителей, работающие в школе в зависимости от возраста детей разрабатывают различные формы оценивания, иногда заменяющие традиционную отметку (до 7 класса в нашей школе дети учатся без отметок), а иногда дополняющие ее (с 8 по 11 класс).

Формы оценивания, самооценивания и взаимооценивания, разработанные учителями школы:

1.      Качественно-содержательные характеристики учащихся

2.      Тетради самооценок

3.      Графики, таблицы, схемы

4.      Смотры, «выставки достижений»

5.      Выработка совместных критериев оценивания и принятие решений по этим критериям с публичным обсуждением отметок

6.      Книги отзывов

7.      Рецензии

8.      Работа с «портфолио» ребенка

Эти и многие другие формы оценивания описаны в сборнике «Формирование оценочной компетентности школьников», изданном в 2004 году НПО «Школа самоопределения». В нем на основе опыта и экспериментальной работы педагогов школы раскрываются условия и конкретные средства формирования оценочной компетенции у школьников, различные подходы оценивания учителем индивидуальных продвижений в образовании детей всех  возрастов от начальной школы до выпускников.

Вверх