Перечень направленностей

Перечень направленностей

 дополнительного образования,

существующих в ЦО №734 «Школа самоопределения»

 

  1. Социально- экономическая направленность
  2. Художественно-эстетическая направленность
  3. Физкукльтурно-спортивная направленность
  4. Культурологическая направленность
  5. Естественно-научная направленность
  6. Военно-патриотическая
  7. Туристско-краеведческая направленность
  8. Научно-техническая направленность
  9. Эколого-биологическая направленность

 

Исходя из Концепции и Программы развития ЦО, Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) «Развитие образования города Москвы» («Столичное образование»), Стандартов нового поколения (ФГОС) и Федеральных государственных требований к образовательным программам дошкольного образования (ФГТ) основной целью развития системы дополнительного образования является: создание средствами образования условий для формирования личной успешности обучающихся и воспитанников в обществе и  создание наиболее благоприятных условий для развития индивидуальности детей, а также:

  1. создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности, ее интеграции в системы мировой и отечественной культур;
  2. обеспечение условий для становления и наращивания у учащихся универсальных умений и способов деятельности как основы компетентностно-ориентированного образования;
  3. развитие мотивации личности к познанию и творчеству как основы развития образовательных запросов и потребностей детей;
  4. обеспечение для подростков возможности пробы сил в самых разных сферах деятельности и творчества;
  5. формирование и наращивание у детей опыта выбора и, соответственно, ответственности за сделанный выбор;
  6. наращивание и развитие социального опыта учащихся;
  7. обеспечение целостности процесса психического, умственного и духовного развития личности ребенка.

 

Эти цели определяют и задачи, стоящие перед дополнительным образованием на современном этапе развития образовательного учреждения:

 

  1. Завершение создания системы интегрированных образовательных пространств, которые позволят сформировать максимально насыщенную образовательную среду, характеризующуюся избыточностью условий, что должно обеспечить возможность подростку пробовать свои силы в разных сферах деятельности, накапливать опыт выбора, развивать и реализовывать свою индивидуальность.
  2. Разработка форм и способов взаимодействия системы дополнительного образования с образовательными системами и структурами основного образования (система целостной жизнедеятельности, образовательные игры, проектная деятельность, социальная и трудовая практика и т.д.).
  3. Совершенствование форм начального профессионального образования, реализуемого через систему дополнительного образования.
  4. Разработка способов реализации дополнительного образования через  индивидуальные образовательные программы учащихся.
  5. Разработка способов вовлечения родителей и выпускников школы, а также жителей микрорайона в реализацию программ дополнительного образования.
  6. Разработка нового поколения программ, ориентированных на создание условий для наращивания универсальных умений и способов деятельности – основы компетентностно-ориентированного образования.
  7. Расширение возможностей наращивания социального опыта учащихся через систему дополнительного образования.
  8. Разработка системы мониторинга результатов педагогической деятельности, исходя из целей образовательного учреждения и нового содержания образования, ориентированного на выращивания универсальных умений и способов деятельности.

 

В соответствии с целями и задачами выстраивается модель системы дополнительного образования, которая должна быть достаточно гибкой, структурно оформленной и, вместе с тем, составлять единое целое с системой основного образования. Эта модель включает в себя объединения четырех типов.

  1. Объединения, направленные на приобретение учащимися, главным образом, начальной школы опыта выбора в процессе поиска и реализации их личных интересов. Они предоставляют учащимся веер возможностей, занятия в них строятся как набор локальных деятельностей и не предусматривают необходимости последовательного освоения долгосрочной образовательной программы. У них нет жестко фиксированного постоянного состава учащихся, ученик может придти туда на одно, два, три занятия, уйти в другое объединение, потом вернуться вновь и т.д.
  2. Объединения, обеспечивающие, в первую очередь, подросткам (основная средняя школа) поля пробы сил в тех или иных сферах деятельности и творчества. Эти объединения рассчитаны на некоторый определенный цикл занятий и предусматривают возможность достижения определенного результата или получения конечного продукта, после чего может последовать смена объединения. Разумеется, эта возможность (в отличие от учебного предмета) не является абсолютной необходимостью, но она связана с ответственностью за сделанный выбор и является неотъемлемой составляющей образовательной ситуации, возникающей в процессе выбора.
  3. Объединения, призванные реализовать, возникший или уже имеющийся интерес учащихся основной средней и старшей школы, связанный с той или иной сферой деятельности. Их главная задача – помимо удовлетворения имеющегося интереса – обеспечение условий для становления и наращивания у этих учащихся соответствующих универсальных умений и способов, для совершенствования их в том или ином виде деятельности. Они работают по стабильным программам, предусматривающим наличие развитых форм и способов оценивания достигнутых учащимися результатов, возможность выхода за пределы школы (участие в конкурсах, выставках, олимпиадах) и, при необходимости, получение соответствующих сертификатов.

Объединения, в том числе, временные, деятельность которых рассчитана на создание условий для решения учениками (главным образом, основной средней и старшей школы) конкретных задач, возникающих в рамках их образовательной практики. Это и обеспечение коллективных детско-взрослых образовательных проектов, реализуемых в рамках целостной жизнедеятельности, и индивидуальная и групповая проектная деятельность учащихся, и деятельность в рамках подготовки и осуществления ключевых школьных дел, и реализация соответствующих задач на основе индивидуальных, в том числе, сетевых программ.

 

Система дополнительного образования в ГБОУ ЦО №734 «Школа самоопределения» рассматривается как неотъемлемая часть единой образовательной среды, направленной на решение главной задачи образовательного учреждения – создание наиболее благоприятных условий для развития индивидуальности ребенка.

 

Исходя из этого, при определении приоритетных направлений и основных путей развития системы дополнительного образования в школе, принимались во внимание, прежде всего, следующие факторы.

 

А) Предоставление образовательных возможностей и услуг, не обеспеченных другими, в том числе специализированными образовательными учреждениями.

Б) Необходимость организации образовательного процесса, в формах «обеспечивающих максимально возможное разнообразие проб ребенка в самых различных видах деятельности» (Программа развития ГБОУ «Школа самоопределения», утверждена Советом ЦО 15 октября2011 г.). Достичь этого в рамках только основного образовательного процесса невозможно. Необходима продуманная система дополнительного образования, интегрированная с основным и реализующая единое с ним содержание. В частности, именно на это работает система занятий по выбору в начальной школе, реализуемая через систему дополнительного образования.

В) Проектирование  и выстраивание разновозрастной среды детского сада как системы условий для полноценного физического и психического развития детей в условиях мегаполиса.

           Г) Выстраивание образовательного процесса в начальной и средней (основной) школе на принципах целостной жизнедеятельности.

Учебный процесс в этом случае строится как цепь коллективных детско-взрослых образовательных проектов, в каждом из которых происходит переплетение различных образовательных линий, в том числе учебных предметов вокруг игровой или реальной проблемы. Проекты могут существовать совершенно независимо друг от друга, а могут быть взаимосвязаны, представляя развитие некоторого единого сюжета, который удерживает учитель. При этом познавательная и игровая деятельность разных типов и форм разворачиваются совместно в процессе разрешения проблем, условно принятых в игре, реально возникающих в жизни детского коллектива или для удовлетворения детского интереса.

 

Таким образом, в программу деятельности целого ряда объединений дополнительного образования закладываются две составляющие. Одна, являясь регулярной, обеспечивает возможность для учащихся осваивать соответствующее направление деятельности целенаправленно, в режиме постоянного расписания и еженедельных занятий. Другая, периодическая, вводится на определенный отрезок времени и позволяет, действую в режиме погружений, обеспечивать потребности школы в целом (ключевые дела) или заявки отдельных учительских команд по параллелям (коллективные образовательные проекты).

 

Главной особенностью целостной образовательной среды, создаваемой в ЦО, является равнозначимось ее компонентов, при которой основное образование не противостоит и не противопоставляется дополнительному образованию, которое, в свою очередь, не противопоставляется основному. Оба эти блока находятся в тесном взаимодействии, дополняя друг друга, формируя вместе ту максимально насыщенную среду, которая и позволяет получать долговременные образовательные эффекты, реализуя на практике принцип интегративности общего и дополнительного образования.

Именно наличие развитого блока дополнительного образования позволяет реализовать одну из главных задач концепции ЦО и Программы развития: обеспечить переход от предметно-урочной образовательной системы к системе образования, в основе которой лежат принципы целостной жизнедеятельности.

Наиболее значимы при этом следующие особенности такой системы:

  1. Именно в образовательном пространстве, реализуемом как целостная жизнедеятельность, устраняется отрицательный эффект отложенности долгосрочных образовательных результатов: учащиеся не «готовятся к будущей жизни», они живут, решая те задачи, которые встают перед ними здесь и сейчас.
  2. Ученик выходит из учебного пространства в пространства дополнительного образования, чтобы решить задачи, встающие перед ним в учебном пространстве, и наоборот, из пространств дополнительного образования возвращается в учебное, для решения задач, возникающих в пространствах дополнительного образования.
  3. Резко увеличивается потенциальная возможность возникновения образовательных ситуаций, которые при этом попадают не в зону влияния отдельного педагога (руководителя изолированного кружка или секции), а оказываются в поле внимания команды педагогов, обеспечивающих пространство целостной жизнедеятельности.
  4. Умения и способы деятельности, наработанные учениками в одной сфере деятельности, с большей вероятностью (на это направлено особое внимание педагогов) оказываются востребованы в другой сфере, что повышает степень заинтересованности учащихся в освоении и наращивании этих умений.
  5. Чем целостнее и взаимосвязаннее жизнь учащихся, тем в большей степени они могут проявлять и наращивать свою субъектность как при решении отдельных встающих перед ними задач, так и при простраивании своей жизни в целом. Именно целостность и взаимосвязь всего, что происходит с ребенком, позволяет ему постоянно наращивать свое умение не только простраивать свою траекторию движения по жизни, но и двигаться по этой простроенной им траектории.

 

Одним из основных условий, обеспечивающих согласно концепции ЦО наиболее благоприятные условия для развития индивидуальности ребенка, является организация школы как системы взаимопроникающих образовательных пространств которые формируются за счет:

  • различных предметов, спецкурсов, элективных курсов и.т.д. учебного (основного образовательного) пространства;
  • секций и кружков дополнительного образования;
  • постоянно-действующих организаций, обеспечивающих сохранение и развитие уклада жизни школы (Совет школы, Суд чести и т.д.)
  • временных детско-взрослых сообществ, возникающих под определенные праздники и ключевые дела школы, общешкольные проекты.

В ЦО различные образовательные пространства включены в систему целостной жизнедеятельности и являются необходимым и неизбежным условием свободного, личностно ориентированного развития каждого ребенка. При этом, пространственная организация системы жизнедеятельности школы отличается от классно-урочной прежде всего равноправием разных пространств, отсутствием их жесткой регламентации для учеников, разновозрастным составом, принципами свободного входа и выхода, субъектностью позиции каждого ученика и воспитанника, разноплановостью и избыточностью форм и видов деятельности в них.

Это требует  изменения и позиции взрослых – носителей культурных ценностей в данных пространствах. Педагог здесь становится соавтором и  разработчиком вместе с учащимся  и воспитанниками его собственной образовательной траектории в этом пространстве, создает и насыщает условия для наиболее полного проявления и развития индивидуальности каждого ребенка, является координатором деятельности детей в пространстве.

 

Особенностями данной системы дополнительного образования в ЦО являются:

  1. Взаимопроникновение и взаимовлияние отдельных образовательных пространств.
  2. Открытость пространств по отношению друг к другу.
  3. Формирование пространств как на базе постоянно действующих кружков и секций, так и за счет структур, обеспечивающих временные или постоянные поля деятельности.
  4. Социальная ориентированность значительной части деятельности.

Таким образом система дополнительного образования, существующая в ГБОУ ЦО №734 «Школа самоопределения», позволяет:

  • Создавать условия для становления личности ребенка, развития его индивидуальности, интеллектуального и духовного развития;
  • Развивать мотивацию личности к познанию и творчеству;
  • Обеспечивать эмоциональное благополучие ребенка, укрепление его психического и физического здоровья, способствовать полноценному проживанию им периода детства;
  • Создавать условия для приобщения учащихся к общечеловеческим ценностям для их социального, культурного и профессионального самоопределения.

 

 

В ЦО созданы и работают:

  1.         I.            Художественно-эстетическая направленность
Название объединения Время, ч
1 Оркестр 16
2 Музыкальный театр 2
3 Флейта 4
4 Гитара 2
5 Вокальная мастерская 2
6 Деревянная игрушка 2
7 Валяние из шерсти 8
8 Азбука глиняных фантазий 3
9 Керамика 2
10 Мастерская «Папа Карло» 18
11 Декоративная мастерская 9
12 Мастерская «Украшение школы» 6
13 Выжигание 2
14 Батик 2
15 Шитье 9
16 Театральные костюмы 6
17 Театральное движение 12
18 Театр «Фантазия» 9

 

  1.       II.            Культурологическая направленность
Название объединения Время, ч
1 Фольклор 18
2 Образ и мысль 4
3    

 

  1.     III.            Физкультурно-оздоровительная направленность
Название объединения Время, ч
1 Настольный теннис 2
2 Спортивный клуб 12
3 Баскетбол 4
4 ОФП 2
5 Волейбол 2
6 Футбол 4
7 Бадминтон 2
8 Подвижные игры 2
9 «Свободная физкультура» 6
10 Фитнес 2
11 Шахматы 2
12 Гимнастика 6
13 Цирк 4

 

  1.     IV.            Информационно-технологическая направленность
Название объединения Время, ч
1 Развивающие компьютерные игры 2
2 Компьютерная верстка и дизайн 4
3 Робототехника 2

 

  1.       V.            Естественнонаучная направленность
Название объединения Время, ч
1 Исследовательский клуб 4
2 «Опытное поле» 2

 

  1.     VI.            Гражданско-патриотическая направленность
Название объединения Время, ч
1 Исторический кружок 2
2 «Вахта памяти» 4

 

  1.   VII.            Туристско-краеведческая направленность
Название объединения Время, ч
1 Спортивный туризм 2
2 Водный туризм (байдарки) 2
3 Пешеходный туризм 2
4 Экспедиционный туризм 2
5 Лыжный туризм 2

 

  1. Научно-техническая направленность
Название объединения Время, ч
1 Радиокружок 4
2 Проектные работы в трудовых мастерских 4
3 Математические игры 18
4 Математика (угл) 6
5 Студия звука 2

 

  1.     IX.            Социально-гуманитарная направленность
Название объединения Время, ч
1 Журналистика 2
2 Проект помощи малолетним узникам фашизма 4
3 Английский клуб 4
4 Немецкий язык 4

 

  1.       X.            Эколого-биологическая направленность
Название объединения Время, ч
1 Экологическая экспедиция 2

 

  1.     XI.            Социально-экономическая направленность
Название объединения Время, ч
1 Кулинария 4
2 «Готовим сами» 15
3 Школьное кафе 10

 

Вверх