Результаты теста «Полиглот», продемонстрированные учащимися ЦО 7-го класса

 

Вниманию учащихся была предложена так называемая позиционная задача.

Задачи этого типа   предполагают:

1) определение позиции автора, реконструкцию аргументов, на которые он опирается;

2) определение собственной позиции, ее аргументацию. Текст содержит материал для реконструкции позиции автора. Возможны случаи, когда позиция сознательно «зашумлена». Одним из важных умений, требующихся для решения подобных задач, является умение отделять фактологическую составляющую текста от интерпретационной.

В таблице №5 перечислены основные умения, которые диагностирует задача «Полиглот».

Таблица №5 Диагностика умений

Номер задания к тесту «Полиглот»

Умения

1

Понимание общего содержания текста, «содержания текста, сворачивание текста»

2,3

Поиск и выявление информации

4 а, б

Выявление и сопоставление информации

5

Поиск  и выявление необходимой информации

Установление связей и выполнение математических действий

Критическая оценка информации, аргументированное изложениесобственной точки

Интерпретация, доопределение вопроса

Анализ отношения «форма-смысл текста», доопределение вопроса

8

Интерпретация, выявление связей, доопределение вопроса

9

Анализ формы и содержания текста с точки зрения его адресованности, обоснованность гипотезы

 

Результаты выполнения теста представлены в диаграмме 1

Диаграмма №1. Результаты выполнения теста «Полиглот»

Учащиеся продемонстрировали понимание текста, способность видеть главное, сформулировали закон Чернявского, но, к сожалению, не все смогли применить на практике этот закон (в задании предлагалось определить, сколько времени понадобиться на изучение 14-го языка), еще сложнее оказалось проверить его реалистичность. В ответах детей преобладают ответы-клише: чтобы выучить языки, нужно много трудиться, лень мешает в освоении языков. Более высокий уровень  показали ученики, которые пытались в своих ответах привлечь в качестве доводов и аргументов знания: например, легче осваиваются языки, относящиеся к одной языковой группе. Учащиеся легко справляются с заданиями, направленными на поиск информации, а вот осмысление текста,  анализ вызывают у многих затруднение.

Поиск информации, критическое осмысление, понимание текста, интерпретация,   анализ формы и содержания текста с точки зрения его адресованности, обоснованность гипотезы – в таком порядке можно ранжировать уровни работы с текстом учащихся  8-го класса школы №734.

Выводы. При выполнении теста просматривается слабая заинтересованность учащихся, возможно, они не были мотивированы на выполнение задания, не увидели для себя в нем пользы и смысла, поэтому формально отвечали на вопросы, не проявляя искреннего интереса к выполняемой работе. Может быть, время, отведенное на   задание, оказалось недостаточным для данной группы детей, проявилась усталость —  избыточность задания утомило детей, привело к учебной перегрузке, что отрицательно могло сказаться на результатах тестирования. Возможно, дети просто ранее не сталкивались с подобными заданиями, выполняли их впервые, психологически не смогли быстро настроиться на новый вид работы.  Учитывая эти погрешности, можно сказать, что основные навыки работы с информацией сформированы.

Вверх