Лицей

Ежегодно в последние дни октября школа отмечает Дни Лицея. Имеется в виду, конечно, Царскосельский, пушкинский лицей. Этой традиции уже более 30 лет. Когда-то так отмечали один день — 19 октября. Потом это стали Дни Лицея. И отмечать их стали по новому стилю, как раз в конце первой четверти.

Почему тема пушкинского лицея живет в школе в течение стольких лет?  Потому что это всегда разговор не только «о них», но и «о нас». Очень многое в педагогических идеях его организаторов актуально и для наших педагогов: уважение человеческого достоинства ученика, желание развивать индивидуальность каждого, «входить в частность характера»,  не  подменять воспитание «общим наружным наблюдением внешнего порядка»,                  честность в отношениях, отсутствие «духа раболепствия». Верность школьному братству, дружбе, общая жизнь, наполненная творчеством – все это ценности, разделяемые не только сегодняшними школьниками, но и теми, кто давно окончил школу, но стремится «хоть раз в году облицеиться… вернуться в атмосферу

Несмотря на свою традиционность, праздник Лицея каждый год создается заново.  В его основе события реального пушкинского лицея, одни и те же основные герои, определенное историческое время, но  взгляд на него, акценты расставляются по-разному. Главной может быть идея Дружества, лицейского братства; тема Судьбы и реализации личности; тема Любви, верности; тема Творчества…

Одновременно Лицей – это большая игра в 19 век. С декорациями, костюмами, попыткой вести себя «как тогда». Это игра, которую придумывают и осуществляют сами ее участники.

Поэтому Лицей – это комплексный проект, имеющий своих инициаторов, организаторов, исполнителей. Он реализуется во множестве различных форм: это лицейские уроки, спектакли, балы, музыкальные и поэтические салоны, дискуссионные пространства, музеи, гостиные и т.п.

Подготовка этих событий становится серьезным образовательным полем: выдвигаются и разрабатываются творческие идеи; используется разнообразная информация; решаются организационные задачи распределения времени, пространства, увязки интересов различных групп участников; учитываются ресурсы, составляются сметы; создаются сценарии, идут репетиции; множество детей и взрослых вступает в деловые и творческие коммуникации; разрабатывается дизайн-проект и начинаются оформительские работы; в школьных мастерских шьют бальные платья и костюмы для спектакля, мастерят декорации и реквизит…

Вот несколько традиционно используемых во время Лицея форм.

Спектакль, в котором находят отражение основные идеи Лицея этого года. Его сценарий создается взрослыми, а актерами становятся ученики разных классов, учителя, выпускники школы.

Балы стали впервые частью Лицея лет 15 назад. И с тех пор пользуются неизменным успехом. Как бы ни менялась композиция Лицея, балы обязательно остаются как одна из важнейших его частей, причем для всех возрастов. Бал Х1Х века – это не только другие танцы, а другие манеры, иное поведение, иные взаимоотношения между юношами и девушками, «дамами и кавалерами». Потребность в романтичности отношений, желание чувствовать себя иными, чем в современной «тусовке» сделало эти балы очень важной и ожидаемой частью Лицея. Свои балы есть даже у начальной школы. На них обязательно и с удовольствием приходят пары старшеклассников, чтобы помочь распорядителям бала.  На балу, как и полагается, главное — танцы. К ним начинают готовиться за месяц до Лицея. Открываются «танцклассы» во второй половине дня, часть уроков музыки уходит на подготовку к балам. Полонез, вальсы, польки, галоп, мазурка – вот успешно осваиваемый репертуар. Кроме танцев, на балах бывают шарады, сольные музыкальные выступления.

Музейные формы во время Лицея связаны с историей самого лицея, либо традицией празднования Лицея в нашей школе, биографиями и судьбами лицеистов, самого Пушкина, историей войны 1812 года, декабристского восстания, с бытом и модой начала 19 века и др.  Они возникают, если есть энтузиасты, дети, для которых изучение этого материала является личным интересом. Бывает, что  запрос идет от учителей младших классов, тогда задача организаторов – придумать интерактивные формы, увлекательные для младших ребят.

Проживания – это игры в лицейскую жизнь ( для мальчиков) или в пансион благородных девиц. Обычно играют целый день, воспроизводя расписание уроков, режим дня, соответствующие формы прогулок и игр. Часто кроме учителей в профессорско-преподавательском составе оказываются и родители. «Дядек» в Лицее или «классных дам» играют старшеклассники. Бывает проживание с ночевкой в школе, когда для «лицеистов» строят «дортуары». Чтобы стать лицеистом, надо сдать вступительные экзамены, знать «свою» биографию…

Гостиные – это игры не в учебные заведения, а в «домашнюю жизнь Х1Х века». По желанию участников можно создавать сценарий с конкретными историческими или  условными персонажами. Участниками становятся  дети разного возраста, учителя, родители.

Особенность таких игр  в том, что у них есть общая интерактивная модель сценария, могут быть детально разработаны отдельные ее части или роли, но при этом остается очень большой простор для импровизации на основе знания о конкретных персонажах, их судьбах, о том, как вели себя, как говорили, что ели и т.д. в эту эпоху.

Вверх