Ресурсный центр

В 2010 году на базе ГОУ ЦО №734 «Школа самоопределения» планируется открытие ресурсного центра
по теме:
Технологии и механизмы командной работы педагогов как способ профессионального роста и самоопределения и условие обеспечения нового качества образования

Цель: Разработка и тиражирование моделей и механизмов эффективного педагогического взаимодействия, направленных на профессиональный рост и самоопределение педагогов и  позитивно влияющих на развитие содержания образования.


Предлагаемые продукты, полученные в ходе экспериментальной инновационной деятельности «Школы самоопределения»:

·        Модели и механизмы эффективного рефлексивного взаимодействия педагогов для обеспечения  качества образования на основе компетентностного подхода, расширения спектра индивидуальных образовательных возможностей и траекторий для обучающихся и преемственности образовательных программ на всех ступенях общего образования.
·        Модели и механизмы по созданию развивающей детско-взрослой общности  и развитию уклада школьной жизни.
·        Комплекс технологий по командному педагогическому проектированию, моделирование, методики и инструментарий проведения экспертизы и мониторинга хода и результатов экспериментальной деятельности педагогов.
·        Эффективные технологии взаимодействия образовательного учреждения с родителями.

Исходя из этого, работу ресурсного центра предполагается строить в системе, состоящей из  четырех  модулей:

1.      Механизмы осознания и развития уклада школьной жизни.
2.      Механизмы командного взаимодействия педагогов и педагогического проектирования в условиях модели организации образовательного процесса на основе целостной жизнедеятельности (на примере начальной и основной средней школы).
3.      Педагогическое проектирование разновозрастной среды детского сада как системы условий для полноценного физического и психического развития детей в условиях мегаполиса.
4.      Механизмы командного взаимодействия педагогов как условие развития модели старшей школы на основе индивидуальных образовательных программ.

Работа ресурсного центра позволяет обеспечить решение следующих задач, стоящих перед системой столичного образования:

* Создание условий в образовательных учреждениях для обеспечения качественного проведения учебно-воспитательного (образовательного) процесса, отвечающих требованиям современного развития науки и образования и обеспечивающих процесс согласования содержания образования всеми субъектами образовательного процесса в соответствии с переходом на образовательные стандарты нового поколения;
* Создание равных возможностей для всех категорий детей;
* Сохранение и укрепление психологического здоровья детей дошкольного возраста;
* Обеспечение образовательных учреждений высококвалифицированными компетентными специалистами через создание механизмов повышения квалификации педагогов внутри образовательных учреждений.
*  Развитие вариативности и свободы выбора образовательных траекторий для всех субъектов образовательного процесса. (4.1.2. и 5.1.4. в программе Столичное образование-5)
* Создание внутришкольных систем управления качеством образования на основе совершенствования  механизмов управления качеством (развитие уклада, командная работа педагогов, сетевые коллегиальные модели управления ОУ,  общественная гуманитарная детско-взрослая экспертиза) (4.1.2. в программе Столичное образование-5)
* Обеспечение возможности отслеживать результаты образования. (В проекте стандартов нового поколения дается содержательная концепция, задающая ориентир и примерные программы, а право выбора траектории движения к ориентиру дано школе и учителю)
* Внедрение новых форм и технологий организации образовательного процесса, обеспечивающих учение детей на основе их собственной мотивации, ответственности и  субъектной позиции по отношению к собственному образованию и  готовности ребенка к непрерывному образованию на протяжении всей жизни.

В работе ресурсного центра педагогическим коллективам образовательных учреждений будет предложен выбор направления работы в рамках четырех вышеобозначенных модулей, а работа в модулях будет организованна в следующих формах:

1.      Участие в общественной гуманитарной детско-взрослой экспертизе образовательного процесса в качестве экспертов.
2.      Работа в системе обучающих и проблемных семинаров с включением в реальную практику «Школы самоопределения» и последующим  обсуждением и анализом педагогической деятельности, а также использованием педагогического проектирования  и моделирования образовательной деятельности, образовательных сред и пространств.

На наш взгляд, работа ресурсного центра будет наиболее эффективна при взаимодействии со школьными педагогическими  командами.

Описание структуры ОУРЦ и предполагаемой инновационной сети в виде перечня ОУ.

В соответствии с основными целями, заявленными в Положение о деятельности государственного образовательного учреждения в режиме ресурсного центра как инновационного комплекса в системе Департамента образования города Москвы, деятельность ОУРЦ должна быть направлена на объединение образовательных учреждений, реализующих актуальные инновации и обеспечивать их связь с научными, методическими и другими организациями, заинтересованными в обновлении содержания и форм образовательной практики, обеспечивать информационно-аналитическое сопровождение деятельности. Кроме того, эта деятельность должна учитывать при формировании содержания инновационных программ  не только свой опыт, но и аккумулировать опыт других образовательных учреждений данного типа.

В данном случае деятельность ресурсного центра на базе ГОУ ЦО № 734 «Школа самоопределения» имеет ресурсную поддержку ОУ г. Москвы №№ 1303, 324, 1811,661,429 находящихся в системе сетевого взаимодействия. Нужно понимать, что настоящее сетевое взаимодействие возникает между структурами только при решении ими совместных задач и понимании взаимных дефицитов и профицитов (которые при сетевом взаимодействии могут быть направлены на взаимное умощнение и развитие).

Так ОУ №№1303, 661, 324  участвовали вместе с нами в реализации проекта «Строим школу будущего» на базе модуля «Уклад школы будущего». В ходе взаимных общественных гуманитарных экспертиз, проведенных в рамках проекта на базе вышеперечисленных учреждение, мы смогли понять и осознать сильные и слабые стороны друг друга, что позволило  в данном случае нащупать точки нашего возможного дальнейшего взаимодействия. Все обозначенные выше школы, с одной стороны, заинтересованы в продолжении проекта направленного на взаимное обогащение  и поиск по проблемам развития уклада жизни школы, с другой стороны – поскольку школы теперь хорошо знакомы друг с другом, интересы в области сотрудничества, значительно расширились. Так, присутствие в качестве экспертов и  проблематизаторов ОУ № 661 (ранее 1835) в модулях, связанных с  командным педагогическим проектированием в условиях модели организации образовательного процесса на основе целостной жизнедеятельности и разновозрастной среды детского сада, а Химического лицея №1303  и ЦО № 1811 в модуле по командному взаимодействию педагогов при  развития модели  старшей школы на основе индивидуальных образовательных программ связано в первую очередь с тем, что данные ОУ также имеют богатый инновационный опыт в этих направлениях.

С ЦО №1811 и №429 мы ведем плодотворное сотрудничество очень давно, так как наши приоритеты и ценности во многом совпадают, кроме того, располагаясь в непосредственной близости друг от друга, наши ОУ имеют дополнительные  возможности для  содержательного взаимодействия. Так ЦО № 429 ведет активную работу, направленную на  интеграцию основного и дополнительного образования, что очень совпадает с концептуальными идеями образовательных пространств нашего ЦО. С ЦО № 1811 сотрудничество строится вокруг проблематики старшей школы по линиям организации деловых экономических игр, предпрофессиональной подготовки и самоопределения учащихся, социального проектирования. Так в данный момент нами совместно с управой р-на Восточное Измайлово и Британским Советом реализуется серия совместных проектов.

Важно, чтобы ресурсные центры не только тиражировали инновационный опыт, накопленный в ОУ, но и параллельно продолжали собственное развитие. Выстраивание их деятельности на основе сети ОУ, объединенных имеющимся опытом и ресурсами по работе с содержательно близкими проблемами в образовании, поможет решить эту непростую задачу.

Деятельность ресурсного центра планируется направлять на развитие ОУ города Москвы в четырех направлениях:

·        Во-первых, инициирование развития командного взаимодействия педагогов в ОУ Восточного окружного управления и р-на Восточное Измайлово, что обусловлено, в первую очередь  непосредственной близостью друг от друга и соответственно более реальными возможностями взаимодействия. Кроме того, школы р-на Восточное Измайлово имеют реальную мотивацию к включению в социальное проектирование, направленное на решение актуальных проблем района в рамках 2-го направления работы модуля «Механизмы командного взаимодействия педагогов как условие развития модели старшей школы на основе индивидуальных образовательных программ».
·        Во-вторых, включение в работу Ресурсного центра ОУ городского подчинения, заинтересованных в инициировании у себя в учреждениях процессов педагогического командного взаимодействия и проектирования, а так же заинтересованных в обмене опытом по заявленным в модулях ресурсного центра проблемам.
·        В-третьих, обучение на базе ресурсного центра педагогических команд ОУ, являющихся Ресурсными центрами разных окружных управлений города Москвы реализующие проект «Строим школу будущего» в рамках программы «Столичное образование-5». Это обусловлено тем, что  ЦО «Школа самоопределения» является одним из победителей конкурса «Строим школу будущего» и в рамках данного проекта в 2007-2008 году возглавил и успешно реализовал работу модуля «Уклад школы будущего». Кроме того, в состав сети ОУ реализующих работу ресурсного центра вошли ОУ №№ 1811, 324, 661 (ранее 1835) и 1303, которые так же являлись победителями конкурса и активными участниками разных модулей в рамках проекта «Строим Школу Будущего» и соответственно имеют серию наработок и разнообразный опыт полученные в проекте.
·        В-четвертых, деятельность ресурсного центра будет распространяться на ОУ входящие в состав городских экспериментальных площадок г. Москвы: «Антропологическая модель психологического здоровья и условия ее реализации в образовательных учреждениях»  и  «Педагогическое проектирование как условие развития детской проектной деятельности а начальном этапе образования». Это объясняется тем, что данные ОУ, находясь в содержательном взаимодействии с ЦО «Школа самоопределения» в рамках вышеобозначенных ГЭП,   заинтересованы в дальнейшем знакомстве с нашим опытом.

Наличие сети ОУ позволит на 1 этапе модуля командам школ, обучающимся на базе ресурсного центра:

·        Овладеть технологией общественной гуманитарной экспертизы;
·        Познакомиться с разными типами уклада жизни школы;
·        Познакомиться с инновационным опытом, накопленным не только педагогическим коллективом ЦО № 734 «Школа самоопределения», но и другими передовыми школами г. Москвы.

На других этапах работы модуля команды школ сети будут выступать как компетентное в проблематике осознания и выстраивания уклада жизни школы экспертное  и проблематизирующее сообщество.

Таким образом, удастся продолжить линию, направленную на инициацию школ Москвы и регионов к осознанию и складыванию уклада через командное педагогическое взаимодействие, начатую в проекте «Строим школу будущего».

При необходимости возможно цикличное развертывание данной работы с набором новых групп участников

Параллельно с этой деятельностью ведется индивидуальная работа на основе сетевой программы  «организатор детско-взрослых коллективных игровых проектов». Возможно создание соответствующего сайта ОУРЦ, на базе которого будет осуществляться анализ и рефлексия деятельности педагогов, участвующих в этой работе. При этом может быть предусмотрена организация соответствующих форумов, круглых столов, банков технологий и т.д. Для участников программы возможна организация стажировок в ЦО №734  «Школа самоопределения» как на коллективной, так и на индивидуальной основе.

Цели:

— инициация создания игрового пространства разновозрастных встреч, приближенного к утраченному дворовому пространству города в ОУ, обучающихся на базе ресурсного центра;
— разработка моделей разновозрастных групп для реализации их в  ОУ, обучающихся на базе ресурсного центра и анализ их роли в сохранении и укреплении психологического и физического здоровья детей;
— определение условий сохранения психологического здоровья в разновозрастной среде детского сада.

1 блок — Теоретический семинар по проблеме психологического здоровья ребенка

— Событийная общность ребенка и взрослого
— Введение понятий  «Значимый взрослый»
— интерсубъективные условия психологического здоровья детей
— аспекты функционирования детско-взрослой общности и практический поиск реализации защитной и воспитательной функции в работе воспитателей и специалистов   дошкольного отделения ЦО
— базовые педагогические позиции – формы проявления » человеческого фактора» в педагогической деятельности

Экспертная работа группы – определение базовых педагогических позиций преподавателей дополнительного образования, специалистов, воспитателей ЦО на открытых занятиях и в свободной детской игре.

2 блок — Программа «Возвращение детства»

Во многих наших проблемах и в непонимании своих детей сказывается дефицит нормального проживания детства. И ребёнок внутри нас просыпается и требует своё не всегда в нужное время и в нужном месте.

Задача программы — дать насытиться взрослым детскими способами существования (двигательная активность, игра, рисование, музыка, творчество, фантазия, и главное — безусловное принятие себя).

Формат программы — занятия со специалистами, с материалами,  в пространстве, которые есть в саду – «для взрослых по-детски», но адаптированно ко взрослым, с созданием игрового продукта: а выставки, концерты, циркового представления для детей.

3 блок —  Моделирование разновозрастной среды (работа в командах)

— Воспитатель в разновозрастной группе
— Создание условий для разных форм активности детей внутри пространства группы и детского сада в целом
— Определение форм педагогического взаимодействия, командная работа(ежедневная работа воспитателей помощников воспитателей и специалистов, организация праздников, педагогический клуб, педагогический круг.

4 блок* —  Экспертиза условий сохранения психологического и физического здоровья детей в условиях разновозрастного детского сада (пространство, расписание занятий, педагогический состав, обеспеченность кадрами, соответствие декларативных и практических форм).

В 1 направлении работы модуля «Механизмы командного взаимодействия педагогов как условие развития модели старшей школы на основе индивидуальных образовательных программ» мы готовы предложить командам школ, обучающихся на базе ресурсного центра либо пройти трехгодичный курс по предложенной схеме, либо выбрать конкретный опыт, с которым школа хотела бы ознакомиться.

2-ое направление работы модуля направлено на включение школ р-на Восточное Измайлово в реализацию социальных проектов школьников по благоустройству своего р-на в рамках проекта Creative Cities, реализуемого совместными усилиями учителей, учеников, выпускников и родителей ЦО №№ 734 и 1811, Британского совета и Управы Восточное Измайлово.

Проект Creative Cities

Москва не может развиваться без творческих идей и инноваций.

В своих программных документах Федеральное и Московское правительства высказали заинтересованность

* в создании и развитии позитивного имиджа Москвы;
* в формировании активной позиции ее жителей, направленной на поиски инновационных подходов в развитии города (городского пространства);
* в поисках дополнительных возможностей для получения дохода в городской бюджет не только от энергетического сектора, но и от более устойчивого развития и рационального использования городских площадей и объектов

Эти правительственные инициативы тесно связаны с осознанием ценности малого и среднего предпринимательства, которые, в свою очередь, позволят усилить конкурентоспособность российской экономики в долгосрочной перспективе.

Новый международный проект Британского Совета Creative Cities, недавно запущенный в Москве, может внести существенный вклад в достижение этих целей по нескольким направлениям:

* Проект предоставит возможность жителям Москвы, заинтересованным в дальнейшем развитии городского пространства,  поделиться своим опытом с европейскими коллегами, рассказать о своих находках и достижениях, а также обсудить общие проблемы;
* Британский совет создаст условия для профессионального, личностного и социального развития участников проекта, а также для раскрытия их творческого потенциала, направленного на повышение качества жизни людей в больших городах;
* Проект будет способствовать привлечению жителей города к инновационной и творческой деятельности, а также к сотрудничеству между представителями искусства, сферы образования, бизнеса и профессий социального характера.

Основные направления проекта «Creative Cities»

Creative Cities – это крупный международный проект Британского совета, Его цель — объединить опыт и знания, приобретенные жителями разных городов мира, в процессе создания благоприятных условий для их жизни, работы и развлечений, благодаря инновациям, предпринимательству и творческим идеям.

Проект будет развиваться по трем направлениям:

1) Игра «Город будущего» (Future City Game) – командная игра, в ходе которой участники предлагают и выбирают лучшие идеи, реализация которых могла бы повысить качество жизни в их городе или районе города.
2)«Кузница городских идей» (Urban Ideas Bakery) – программа, цель которой — научить молодых специалистов воплощать в жизнь идеи, признанные лучшими участниками игры «Город Будущего».
3) Инновационное пространство (Exploratory Activities) – это творческая  лаборатория, цель которой – обсуждение роли, которую играет в развитии городов социально-ориентированный бизнес, а также возможностей для его формирования и  развития. Результатом работы этой лаборатории станет поддержка в реализации бизнес проектов и творческих идей социальной направленности, привлечение внимания общества к таким проектам, разработанным городскими жителями и для городских жителей.

Данный проект уже много лет успешно реализуется во многих странах Европы, но школьные сообщества впервые принимают в нем участие. Становясь участниками проекта, мы ставили перед собой следующие задачи:

·        Создать условия для осознания разными субъектами образовательного процесса необходимости общественных связей и коллективных действий для решения насущных местных (общегородских) задач;
·        Создание общественных инициатив, направленных на благоустройство города;
·        Развитие активной позиции у учеников по отношению к проблемам социума (выход за рамки привычной комфортной школьной жизни);
·        Развитие у учеников опыта командного проектирования совместно и наравне с взрослыми-профессионалами разных сфер деятельности;
·        Создание условий для  изменения роли старшеклассника  «не только исполнитель, но и организатор с активной, ведущей позицией»;
·        Создание условий для самоопределения «не войти в коридор, а выйти в поле»;
·        Расширение возможностей, направленных на знакомство школьников с миром профессий и проблемами  и реалиями внешкольной жизни.

В ходе 1 этапа проекта планируется проведение 3-х игр по технологии проекта Creative Cities, разработанной британскими специалистами. При подготовке к проекту несколько наших педагогов прошли обучение данной технологии и стали мастерами игры. Данные игры в некоторых аспектах очень близки известным нам ОДИ. Отчасти поэтому мы решили включить в модельную игру и разработку подготовительного этапа к малой и большой игре педагогов-игротехников ЦО 1811, имеющих богатый опыт проведения  игровых образовательных сессий и экономических игр по схеме ОДИ в своей школе.

Так как технология Creative Cities отрабатывалась на взрослом профессиональном сообществе и еще ни разу не использовалась при работе со старшеклассниками, то целью модельной игры является поиск путей адаптирования данной технологии к школьной ситуации и совместное проектирование педагогами и игротехниками этапа, направленного на подготовку школьников к малой и большой игре.

Содержательный материал для малой и большой игры был предложен  главой Управы Восточное Измайлово. Малую игру планируется строить путем конкурса проектов направленных на решение локальных проблем района. Большая игра направлена на совместную разработку проекта «Петровские Редуты» (в данном случае имеется ввиду не просто проектирование архитектурного комплекса, а разработка системы действий, направленных на повышение экономической и содержательной привлекательности данного исторического комплекса). На первом этапе каждой игры предполагается совместное проектирование всеми участниками путей решения проблем, поставленных перед игроками. Здесь важно, что вместе с детьми в составе команд будут играть профессиональные менеджеры, экономисты, архитекторы, историки. На втором этапе  -защита проектов перед  экспертным сообществом в составе представителей Управы района, Префектуры, руководителей благотворительных фондов.

По итогам игр должен сформироваться банк проектов, в реализацию которых планируется введение школ района Восточное Измайлово. Организацию и проведение этой работы планируется осуществлять на базе ресурсного центра совместно педагогами ЦО №№ 734 и 1811.

Итоги работы Лаборатории изменений

Вверх