Исторические факты

История нашей школы началась в мае 1970 года. Именно в мае, а не в сентябре, потому что школу строили к 100-летию В.И.Ленина, и торжественное перерезание красной ленточки состоялось 4 мая 1970 года.

Первым директором школы была Искра Васильевна Тандит. Именно при ней были заложены основы демократии и свободолюбия, справедливости и чести в наших учителях и учениках, многие из которых, окончив школу, возвращались сюда уже в роли учителей.

В нашей школе в разные годы работало не менее 30 выпускников. Не говоря уже о тех, кто ездил в лагеря в качестве вожатых, педагогов, играл в школьном театре, осуществлял спонсорскую помощь, читал лекции в лицейском Университете и просто помогал кто чем может. Но нельзя не сказать о команде учителей, совместно с которыми была создана школа № 734. Это первые завучи школы Т.М.Кубарева и М.Т.Нестеркина, учителя Ф.А.Ландэ, В.М.Озерова, М.Ф.Головина, Т.Я Матюхина, Ф.Ф.Глейзер, Л.Н.Пастухова.

В первые годы существования школы возникли и многие наши традиции: празднование Лицейской годовщины, День рождения школы, Посвящение в старшеклассники, Юморина, Характеристики поручительства чести для выпускников и  другие. Многие сохранились и по сей день. Именно в первые годы существования школы девизом нашим стали слова: «Что сделаю я для людей?».

С 1982 года директором школы стала Инна Константиновна Конова. И хоте ее директорство длилось не очень долго, ей удалось удержать ту атмосферу, которая была создана в школе, и укрепить завоеванные позиции.

С 1985 года директором стал Александр Наумович Тубельский. Начались эксперименты: мы перешли на 35-минутные уроки, стали пробовать работать методом «погружения», даже покушались на святая святых – домашние задания. На смену педсоветам пришли педагогические пленумы, на которых обсуждались не дисциплина и успеваемость, а важные проблемы современной педагогики и поднимались вопросы, связанные с личностью ребенка.

Мы проводили революционные сборы, выездные педсоветы, на которых вместе со старшеклассниками обсуждали пути дальнейшего продвижения школы. И многое другое.

Конечно, не все было так гладко. Педагогические инновации вызывали не только интерес, но и сопротивление, раздражение части коллектива. Но жизнь продолжала кипеть! Учителя начали думать об изменении содержания образования, выделяли «ядро знаний» из своих предметов, писали статьи, в которых анализировали и обобщали свой опыт, начали издаваться первые школьные сборники («Школа самоопределения – шаг первый», «Учитель, который работает не так» и многие другие). В эти годы вместе с ребятами были созданы трудовое объединение, школьный театр «Фантазия», в котором наравне играли ученики, учителя и выпускники, Совет Справедливых, переименованный затем в Суд Чести, призванный решать конфликтные ситуации мирным путем. В конце 80-ых годов мы с проектом авторской школы приняли участие в фестивале инновационных школ в Ижевске и стали одними из победителей. Именно в эти годы школа стала самостоятельной и перешла под эгиду сначала Академии педагогических наук,  потом Министерства образования, а через несколько лет, когда Департамент образования Москвы объединил авторские школы в сеть городских экспериментальных площадок, наша школа стала одним из самых активных участников этого объединения.

С 2000-го года НПО «Школа самоопределения» стала инициатором организации Ассоциации демократических школ, призванной оказывать помощь в создании демократического уклада. В Ассоциацию вошло около 15 регионов,  например, такие, как Мончегорск, Владимир, Электросталь и многие другие. Много лет А.Н.Тубельский возглавлял Ассоциацию, был одним из ее вдохновителей и движущей силой.

Семинары, сборы, ролевые игры, праздники, ночные десанты по уборке школы, зимние и летние лагеря, создание Совета Школы и школьной Конституции, погружения, индивидуальные образовательные планы, экспертные советы и детско-взрослые экспертизы, творческие, научные и проектные работы, эксперименты, проблемные группы и педагогические пленумы, новые школьные сборники со статьями учителей и работами учеников, самоопределение и рефлексия, стажировки и выездные экзамены – вот далеко не полный список того, чем жила и живет сейчас школа 734, или НПО «Школа самоопределения».

В разные годы коллектив школы работал над такими программами, как Демократизация школьного уклада, переход к универсальным умениям, разработка новых форм оценивания, проекты школы полного дня и многие другие.

С мая 2007 года, после смерти А.Н.Тубельского, НПО возглавила Ю.В.Грицай, выпускница школы.

  • Полина
    #1 написал Полина  4 лет назад

    Ложь. Люблю Школу, живу Школой, и пытаюсь сделать, на основе идеи, в другой школе.

    Нахимовская Полина. 2010 год. Ушла в пед колледж.=)

  • Вы можете использовать следующие HTML тэги: <a> <abbr> <acronym> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <i> <q> <s> <strike> <strong>

Вверх