А.Н. Тубельский

Уважаемые коллеги, ученики, выпускники, родители и
друзья школы!

В школе в этом году очень значимое событие. 2 октября Александру Наумовичу
Тубельскому
исполнилось бы 70 лет. Мы с коллегами долго спорили, как это
событие отметить в школе. Решили сделать юбилейным весь год.

В рамках этого года в том числе планируется издать юбилейную книгу об
Александре Наумовиче. Мы приступаем к сбору текстов и приглашаем вас принять
участие в этом.

В сборник мы планируем включить 3 вида текстов:

1. статьи самого Александра Наумовича;

2. воспоминания о нем;

3. «диалоги с Александром Наумовичем» — отклики на его высказывания, ваши
размышления по поводу тех или иных его идей. Ниже мы предлагаем вам некоторые
выбранные нами цитаты из работ А.Н. Вы можете воспользоваться ими или же
отнестись к другим его изречениям, известным вам.

Итак:

• Учителю, чтобы называться личностью и быть интересным, надо уметь отвечать на
те вопросы, на которые не может ответить Интернет.

• Гражданское образование заключается не в том, чтобы знать признаки
государства или стратификацию общества, а в том, чтобы понимать, как я могу
участвовать в демократии, как и что менять.

• Образование «само», траектория личностно ориентированного, открытого
образования – эта та тенденция, которая обязательно будет развиваться.

• Ребенок никому ничего не обязан. Взрослые вокруг ребенка – обязаны, а ребенок
– нет. Он должен полноценно прожить свое детство без всякой обязанности.

• Свобода, если это настоящая свобода, если она не декларируется, — она
приводит к ответственности.

• У свободного, по-настоящему свободного человека, не может не появиться
ответственности, потому что, если у него есть возможность делать выбор, он
будет его делать – куда денется?

• Если у свободного человека есть возможность высказывать свое мнение и
сталкивать свое мнение с другими – не может не быть ответственности. А куда же
денешься?

• Школе не на что надеяться, кроме самой себя.

• Школа будущего – эта та школа, в которой есть тенденция к «само», к развитию
ребенка, его «самости», его индивидуальности. Если мы, конечно, видим будущее
как светлое, прекрасное и свободное.

• Учитель – угнетатель, не осознающий свою угнетательскую функцию, он ведь
желает блага своим ученикам. Но самое трудное – осознать себя таким угнетателем
– пробиться через толщу догм, принципов, средств педагогики, дидактики,
собственного опыта.

• В осознании людьми своего несовершенства и состоит суть образования. И оно
возможно, если помочь человеку стать внутренне свободным.

• В образовании свобода начинается с принципиально другого подхода к содержанию
образования, к вечному вопросу: «Чему учить в школе?»

• Если педагог использует дискуссию как метод образования, правда ли ему
интересны мнения и аргументы детей, равноправны ли эти мнения с его мнением?

• Если учитель находится в позиции координатора дискуссии, правда ли, что он
координирует обсуждение? Может, он только ждет от кого-нибудь из учеников
«правильного» ответа, и вся координация сводится к подгонке хода дискуссии к
этому правильному?

• Для того чтобы появился интерес к другому человеку, нужно достичь
определенной зрелости.

• Мне было важно, чтобы учитель чувствовал себя автором того, что делает. А для
этого ему надо освободиться от страха.

• Я могу повторить вслед за Черчиллем, что демократия – довольно скверная форма
общественного устройства, но все остальные еще хуже. Детям надо давать не
видимость свободы, а ясно видимую свободу в образовании. Свободу самим
организовывать свою жизнь.

• Я не придерживаюсь никакой концепции самоопределения, потому что ни одна
теория не создала школу. Педагогический бульон, который я пытаюсь приготовить,
не теориями создается. Здесь должно быть все конкретно: дети, отношения с ними,
дела.

• Я не боюсь неправильных решений. Принять неправильное решение, потом осознать
это, потом признать, потом отменить – это хороший опыт

• Демократия после уроков недорого стоит. Демократичным должен быть сам процесс
образования.

• Моя задача: создать школу свободных людей.

• Главная точка отсчета для меня – это ребенок. И я могу поступиться любыми
принципами, если понимаю, что конкретному ребенку сейчас плохо. И это
совершенно железно.

• В сообществе меня считают экстремистом. Принципы, конечно, нужно иметь. Но
вот ребенок, вот он – начальство. Ребенок главнее всего. Вот этому я и служу.

• Настоящие перемены не могут быть бесконфликтными. Конфликт – показатель
назревающих противоречий. Продуктивные конфликты – это те, благодаря которым
противоречия разрешаются. Но бывает еще «конфликт принципов» — тогда честнее
разойтись.

• «Коммунальные» претензии всегда прикрываются более высокими интересами.
Причем чем безнравственней конфликт, тем выше пафос.

• Интересная закономерность: чем больше работаешь, тем больше понимаешь свое
незнание и неумение.

• Я знаю наверняка, что всякие попытки измерить успехи человека (тесты,
например) – это чушь.

• Если бы я был главным волшебником страны, то во благо образования перестал бы
врать. Я бы сделал, чтобы школу рассматривали как место для создания условий.
По продвижению каждого ребенка по своему пути.

• Ребенок должен продвигаться относительно самого себя, а не относительно
какой-то нормы. И это в сто миллионов раз важнее соответствия стандартам,
постановлениям начальства.

• Тот учитель, который осмысливает то, что он делает, — инноватор, а тот, кто
просто творит, — нет.

• Каждый должен подумать: пусть моя школа будет доброй, умной, красивой,
прикольной от моего вклада, о моей фантазии, от моего дела. Я вас очень прошу
вложить в школу свою фантазию, свою доброту.

• Я уверен, что вы все – добрые люди, давайте постараемся вложить в нашу школу свою
фантазию, свою доброту. Тогда нам всем будет хорошо. Я правильно говорю?

• При настоящей свободе нельзя обойтись без формирования уважения к самому
себе.

• Мы привыкли говорить: научись уважать других, а потом требуй уважения к себе.
Мне кажется, что формула другая: уважай себя, и, понимая, что другой человек
тоже уважает себя, не унижай его.

• Достоинство – это уважение себя, это неприятие всего, что унижает человека, в
ком бы то ни было – в себе или в других.

• Мы должны помочь ребенку понять, что он изначально равен взрослому, что в

него так же вложили душу.

• Дело учителя – поддерживать достоинство ученика, дело ученика – поддерживать
достоинство учителя. Не потому, что это учитель и ученик, а потом, что мы люди.

• Главное, чтобы наши ребята умели протянуть руку друг другу, чтобы они,
сознавая свой интеллект, свои возможности, могли понять других людей, чтобы у
них никогда не было высокомерия по отношению друг к другу. Это в сто крат
важнее поступления в институт.

• Что работает на дух школы? Делай так, чтобы предметы вертелись не вокруг
основы науки, а вокруг человека. Хочешь создать дух школы – отмени контроль и
руководство, замени его управлением процессами и людьми.

• Можно ли воспитать в себе чувство равенства? Наверное, можно. Не программу
надо менять, не методику, не форму, а себя. Это трудно и порой больно. Но я
уверен, что дух школы создается именно чувством равенства.

Тубельский А.Н.

(Если вы готовы написать текст 3-его типа (текст-«диалог»), вы можете отнестись
не к одному, а к нескольким высказываниям А.Н.)

О сроках

Нам бы хотелось не затягивать процесс создания книги, к тому же после собирания
текстов необходима определенная редакторская работа, верстка, печать…

Предлагаем присылать ваши тексты до конца декабря 2010 года по адресам: school734@yandex.ru Этот e-mail адрес защищен от
спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript или gritsai_u@rambler.ru Этот e-mail адрес защищен от
спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Очень надеемся на ваш отклик и участие в этом ОБЩЕМ деле!

Педагоги «Школы самоопределения»

Вверх